Кредитный
кризис заставил страховые компании уделять больше внимания продвижению в
сегменте добровольного страхования, а также активнее работать со страховыми
брокерами
На первом
этапе своего становления (до 2004 года) казахстанский страховой рынок
развивался за счет обязательных видов страхования. В частности,
серьезным подспорьем для игроков стало введение обязательного страхования гражданско-правовой
ответственности (ОГПО) владельцев транспортных средств. Затем началась эра
добровольного личного и имущественного страхования. Последний вид
страхования рос все ускоряющимися темпами, и в 2006 году объем
премий увеличился на 93%. В 2007−м ситуация изменилась, рост
резко замедлился, а компании задумались о смене своих приоритетов.
Общий объем
страховых выплат в 2007 году составил 49,2 млрд тенге, по сравнению
с 2006 годом эта цифра выросла в 3,5 раза. При этом
в 2006−м рост страховых выплат составил лишь 30,8%. Тогда сильнее
всего выросли выплаты по обязательному страхованию (49,5%).
В 2007−м
по обязательному страхованию выплаты выросли только на 10,3%, зато
в 2,1 раза выросли выплаты по добровольному личному страхованию
и в 5,6 раза по добровольному имущественному страхованию. 71%
от всех выплат пришелся на страхование от прочих финансовых
убытков.
В то же время
не радуют результаты привлечения средств. В 2006 году объем страховых
премий вырос на 79,2%, а в 2007−м только на 22,5%.
Также снизились темпы роста активов страховых компаний. Если
в 2006−м рост активов составил 84,7%, то в 2007−м
– 65%, однако в целом темпы роста компаний остаются высокими.
За первый
квартал 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года объем страховых премий вырос на 30,8% и составил 31,8 млрд
тенге. В прошлом году этот рост составлял 38,3%. Значительно ускорился
рост объема страховых премий по обязательному и добровольному личному
страхованию. Но замедлился рост по добровольному имущественному
страхованию, которое приносит 72,9% всех страховых премий, это и привело
к снижению общей динамики.
Банковский
рынок
Доля обязательного
страхования на рынке невелика (13%). Поэтому можно констатировать, что
отрасль развивается в основном за счет добровольного личного
и имущественного страхования.
По итогам
первого квартала 2008 года в добровольном личном страховании наиболее
популярно (60,6% премий) страхование на случай болезни.
А в имущественном страховании большую часть премий (44,6%) приносит
непосредственно страхование имущества. При этом на 1 апреля
2007 года наибольшей популярностью пользовались, соответственно,
страхование от несчастных случаев и страхование от прочих
финансовых убытков.
В основном
рост объема страховых премий в последние годы связывают с кредитным
бумом. Столь популярное страхование от несчастных случаев
и страхование жизни входят в стандартный пакет условий для получения
ипотечного кредитования. Это же относится и к наиболее быстро
растущим видам в имущественном страховании: страхование от прочих
финансовых убытков, страхование имущества, страхование автомобильного
транспорта – эти виды требуются при выдаче, в частности, ипотечных
займов и займов на покупку машины, а также когда
вы оставляете в залог какое-либо имущество. Таким
образом, формально это добровольный вид страхования, а фактически
– не застраховаться нельзя.
Такой виток
развития страхования определил и состав игроков. «Почти все ведущие
страховые компании являются “дочками” ведущих банков, и у них 50–60%
портфеля составляет залоговое страхование», – говорит заместитель
председателя правления СК «Лондон–Алматы» Куляим Мырзатова.
На рынке
Казахстана фактически присутствует 41 страховая компания. При этом 76,2%
всех страховых премий забирают 10 крупнейших игроков. Восемь компаний
из первой десятки являются околобанковскими структурами, и часть
из них входит в различные финансово-промышленные группы.
Две других – это Государственная страховая корпорация
и СК «Виктория», которая добилась успеха за счет работы
со своими компаниями-партнерами в нефтяной сфере.
Что касается
страхования жизни, то здесь практически все компании аффилированы
с банками: АО «БТА Жизнь», АО «Дочерняя страховая компания Банка
ТуранАлем “БТА Забота”», АО «Дочерняя компания Народного банка Казахстана
по страхованию жизни “Халык-Life”», АО «КСЖ “Казкоммерц-Life”»
(дочерняя организация Казкоммерцбанка), АО «Страховая компания “Alliance-Страхование
Жизни”», АО КСЖ «Валют-Транзит Life», исключение составляет
разве что АО «Чешская страховая компания Казахстан
– СЖ ДК АО “Чешска поиштовна”».
Создание своих
страховых структур позволяет решать банкам целый ряд проблем. Во-первых,
они помогают клиенту быстро обзавестись требуемой страховкой, которую
на неразвитом рынке часто сложно найти. Во-вторых,
реализуется принцип «one-stop-shop», когда клиент может получить
различные услуги в одной финансовой группе – это повышает лояльность
клиента. В-третьих, банк не выпускает клиента из своей
страховой группы, вместо того чтобы приносить доходы чужим страховым компаниям,
он забирает эти платежи себе.
А что
если без банков?
Активное вхождение
банков на страховой рынок – фактор положительный, поскольку
в противном случае этот сектор вообще бы не получил развития.
Но, естественно, кризис банковского кредитования, разразившийся во втором
полугодии 2007 года, отразился на положении страховых компаний.
«Безусловно,
отрицать тот факт, что вновь выдаваемых кредитов стало меньше и что это
отразилось на показателях банкострахования, нельзя, – говорит
председатель совета директоров страховой группы БТА Серик Тимиргалеев.
– Тем не менее мы полагаем, что ситуация не является
критической. Несмотря на тот факт, что наши страховые компании являются
дочерними по отношению к банку, доля этого канала продаж
не превышает 10–25% (в зависимости от вида страхования)
от наших общих собираемых премий. Мы никогда не ставили
на банкострахование как на главный канал продвижения наших продуктов
гражданам и бизнесменам. Страховщики знают, что страховка
не покупается, а продается, а потому банкострахование
в развивающейся стране, на мой взгляд, не станет главным каналом
продаж. Необходимо учитывать еще и страховую культуру, а точнее,
финансовую грамотность населения».
Но что
касается самих банков, то остается проблема – когда клиент банка
страхуется в компании этой же банковской группы, то его риски
фактически ни на кого не перекладываются и остаются
в группе. При наступлении страхового случая банк получит свои
же деньги от аффилированной страховой компании. Таким образом,
теряется сам смысл страхования как способа снятия риска. Обнадеживает только
то, что значительная часть совокупного страхового портфеля, особенно по банковским
продуктам, передается на перестрахование.
Доля страховых
премий, переданных на перестрахование в первом квартале, осталась
практически неизменной по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года и составила 47,3%. Из них 41,8% было передано
на перестрахование нерезидентам, наибольшей популярностью здесь пользуется
Россия. При этом 95,6% премий, переданных на перестрахование, относится
к добровольному имущественному страхованию.
В условиях
кризиса розничное направление и страхование, не связанное
с банками, набирает актуальность. Так, некоторые компании наращивают
в портфелях экологическое страхование, страхование ГПО аудиторов
и прочее.
«О росте
и динамике страхового рынка Казахстана можно судить по официальным
данным, публикуемым АФН. Если в 2005–2007 годах основным драйвом роста
розничного страхования было активное развитие ипотеки и розничного
кредитования, то в нынешнем году рынок развивается главным образом
за счет автострахования и корпоративного страхования», – поясняет
Серик Тимиргалеев.
Аналогичным образом
решается и вопрос создания жизнеспособных рыночных компаний, которые могут
жить без банков. Если раньше рост премий по банковским продуктам
прогнозировался на уровне 40%, то сейчас закладывается только 15%.
В страховых компаниях нас уверяют, что будут диверсифицировать портфели
и меньше работать с материнскими банками. Если это случится,
то рынок получит самостоятельные сильные компании. «Сейчас
те компании, которые устоят на ногах, при отсутствии аффилированных
банков уже сами будут открывать банки, а не банки страховые компании,
как было раньше», – убежден заместитель начальника алматинского отделения АО «Казах-инстрах»
Ержан Калкабеков.
«То, что
мы не являемся аффилированной группой АТФ, расширяет наше поле
деятельности, – говорит управляющий директор Allianz Kazakhstan Тогжан
Кожалиева. – Готовится законопроект, согласно которому каждый банк будет
обязан отдавать не менее 30% договоров на страхование другим СК.
Сейчас собираемся заключать договора с некоторыми западными банками,
а также с российскими компаниями, работающими в Казахстане.
В качестве свободной компании, то есть не входящей
в банковскую группу, мы можем предложить рыночные условия для других
банков».
При этом меняется
структура предлагаемых потребителю продуктов. Как поясняет Куляим Мырзатова:
«С конца 2007 года компании уже переориентируются на розничное
страхование, в частности ОГПО автовладельцев. Открыто больше точек для
страхования ОГПО владельцев транспортных средств, есть передвижные автомашины,
которые проводят страхование на улицах, и т.д. Долю залогового
страхования в портфеле нужно заменить чем-то другим,
и многие компании сейчас восполняют потери в премиях за счет
этого вида страхования».
По итогам
первого квартала текущего года в обязательном страховании большую часть
премий (64,8%) приносит страхование гражданско-правовой
ответственности владельцев транспортных средств. Данный вид страхования – абсолютный
лидер в этом классе по итогам 2007 года,
а в 2006−м он был лишь на втором месте.
«Страховые премии
по ОГПО авто увеличились в четыре раза, и в Казахстане
действует сейчас единая база данных. За грузовые машины нужно платить
в среднем 30–40 тысяч тенге, раньше максимальная премия была
9 тысяч», – говорит г-жа Мырзатова.
«В секторе
ОС ГПО автовладельцев страховые компании сильно активизировались
в связи с поднятием цен», – отмечает в свою очередь Ержан
Калкабеков.
Никто
не хочет страховаться
Как бы того
ни хотелось страховщикам, развитие добровольного розничного страхования по-прежнему
остается проблемой. Потребители пока не считают эти продукты необходимыми.
«Народ еще недостаточно информирован, где и как страховать. Страховые
компании в этом направлении слабо двигаются, ориентируясь только
на массовые и обязательные виды страхования, – рассказывает
Куляим Мырзатова. – Более грамотное население, конечно, знает, что можно
застраховать, и идет в страховую компанию. Кроме того, не нужно
забывать, что средний уровень дохода населения еще недостаточен для
приобретения других видов страхования, помимо тех, которые связаны
с договорами кредита».
Что касается
отсутствия информации о процессе и выгодах страхования – это
связано с тем, что СК долгое время себя практически
не рекламировали. Когда идет устойчивый стабильный поток клиентов
из банка, нет необходимости работать над продвижением своего продукта.
Поэтому потенциальный клиент, который не намерен обращаться
за кредитом, ничего не знает о страховых продуктах
и компаниях на рынке. Только сейчас в этом вопросе начинаются какие-то
движения. Как отмечает начальник управления PR «Сентрас Иншуранс» Ирина
Лещенко: «В целом рекламная деятельность страховых компаний неравномерна
и зависит от многих факторов, в том числе от сезонности
продаж и изменений в законодательстве. В настоящий момент
наблюдается очередной всплеск рекламной активности на рынке. Развиваются
новые способы продаж, например Интернет – это очень эффективный
инструмент, и многие к нему сейчас обращаются».
«Сейчас многие
страховые компании понимают, что покупателя надо ловить там, где его
проходимость выше, – говорит г-жа Мырзатова.
– Открываются точки на заправках, в супермаркетах, тщательно
подбираются места продаж, перекупаются агентские сети, точки сбыта, выходят
новые предложения».
При этом участники
рынка считают, что достучаться до казахстанского потребителя будет
непросто. «Культура страхования еще не выросла до нужного уровня,
– считает Ержан Калкабеков. – Люди добровольно страхуют то, что
требует банк и что требует жизнь (страхование автотранспорта). Народ еще
не готов к тому, чтобы страховать квартиры и имущество
в них. Отчасти есть доля недоверия страховым компаниям, есть доля
неподготовленности, а где-то просто не хватает денег.
У людей другие приоритеты в жизни. Страхование развивается, когда
люди к этому готовы в финансовом плане и морально. У нас
пока властвует авось – а это главный конкурент страховым компаниям
на рынке».
«Потребитель
все еще очень осторожно воспринимает страхование, сохраняется элемент недоверия
к страховым компаниям. По добровольному страхованию, если ничего
не произошло в этом году, велика вероятность, что человек
не станет страховаться в следующем году, – считает Ирина
Лещенко. – Страховая активность корпоративных клиентов намного
выше, они отчетливо понимают все преимущества страхования».
Не с кем
поиграть
Несмотря
на то что в Казахстане уже работает несколько десятков страховых
компаний, по мнению участников рынка, конкуренция только сейчас начинает
ощущаться.
«Конкуренция
усиливается, особенно после повышения государством тарифов по обязательному
страхованию ответственности автовладельцев. Этот вид страхования стал временно
рентабельным, и все страховщики бросились активно привлекать клиентов. Что
касается ситуации в целом, то, на мой взгляд, рынок приближается к фазе
консолидации, и их выживаемость будет зависеть от успешности
компаний в ближайшие два-три года. А потому борьба
предстоит жаркая!» – предсказывает Серик Тимиргалеев.
«По добровольным
видам страхования сильная конкуренция по среднему сегменту рынка
практически не чувствуется (средние и мелкие компании
и физические лица). Если ты работаешь с клиентом, то ему
может попасть еще одно-два предложения. При достаточно сильной
конкуренции на рынке клиент получил бы предложения не менее чем
от пяти страховых компаний. Сильная конкуренция возникает за право
работать с крупными компаниями в нефтегазовой отрасли,
– рассказывает Куляим Мырзатова. – Конкуренция чувствуется только
по отдельным видам страхования – ОГПО автовладельцев, обязательное
страхование ответственности работодателя и некоторые другие. Может быть,
конкуренция чувствуется меньше потому, что на рынке есть страховые
брокеры, которые приводят клиентов к страховщику».
«Брокеры предлагают
клиенту пять-шесть страховых компаний на выбор. Сегодня они
берут со страховой компании комиссию в зависимости от суммы
договора. Хотя если работать как на Западе, то они должны брать
деньги за свою работу с клиента и руководствоваться уже иными
приоритетами, в частности, предоставлять клиенту анализ деятельности
страховых компаний, а это финансовые показатели, репутация на рынке,
прозрачность, мобильность в принятии решений и т.д.», – сетует
Ержан Калкабеков.
На казахстанском
рынке работает 14 брокеров. Их развитие, по оценкам экспертов,
было наиболее активным в 2006 году. Однако пока казахстанские брокеры
приводят клиента только по личному знакомству. К сожалению страховых
компаний, в Казахстане нет практики, когда клиент имеет возможность сесть,
подумать и решить, что именно с этим брокером он будет работать,
потому что у того хорошие показатели, опыт работы и прочее. Так как
хороших брокеров мало, некоторые из них работают по разным продуктам,
с разными страховыми компаниями. «По количеству брокер приводит
не более 10–15% всех клиентов, а по объему в денежном
выражении это иногда 40–50% портфеля, – говорит г-жа
Мырзатова. – Они приводят крупные международные компании и нефтяные
предприятия, которые страхуются только через брокеров. Даже наши национальные
компании переходят на практику работы через брокеров, поскольку наличие
брокера – это международный стандарт, и оно дает определенные
гарантии».
Дальнейшее развитие
рынка страхования эксперты связывают с двумя факторами: конкуренцией
и развитием экономики страны.
«С развитием
благосостояния населения, ростом бизнеса растет и страховой рынок,
– считает Серик Тимиргалеев. – Мы полагаем, что
текущая экономическая ситуация будет способствовать рынку накопительного
страхования, население сейчас отдает предпочтение более консервативным
(надежным) методам накопления. Инфляция, к сожалению, уменьшает долю
денег, направляемых на сбережение. Тем не менее мы полагаем, что
страх потерять накопленное будет способствовать заинтересованности граждан
и бизнеса в безопасности».
Развитие
конкуренции участники рынка склонны связывать среди прочего с приходом иностранных
игроков. «Рынок у нас небольшой, населения не так много.
На Западе общее страхование убыточно и страховые компании существуют
за счет инвестдоходов, а на нашем рынке оно пока приносит
прибыль, что представляет для них в какой-то мере интерес.
Кроме того, российские страховые компании хотят доминировать в СНГ,
и в этом плане Казахстан имеет для них не последнее значение»,
– уверен Ержан Калкабеков.
Однако фактически
развитие страхования будет зависеть от того, насколько эффективно компании
наконец начнут себя продвигать. Продать можно все, просто пока продают плохо
и неохотно.