Главная » 2008»Июнь»23 » Казахстан облегчит налоговое бремя на бизнес
Казахстан облегчит налоговое бремя на бизнес
03:49
Правительство
Казахстана представило концепцию нового Налогового кодекса страны,
который может быть рассмотрен парламентом уже в сентябре. Казахстан
намерен резко снизить налоговую нагрузку на бизнес, компенсировав это
резким увеличением налогов на недропользователей и отменой
"стабильности" налогового режима для всех сырьевых контрактов, кроме
пары десятков крупнейших, в первую очередь на нефтяных месторождениях
Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.
На прошлой неделе рабочая группа под
руководством вице-премьера Казахстана Ербола Орынбаева по разработке
нового Налогового кодекса представила "основные направления" реформы
налоговой системы Казахстана. Как заявил премьер-министр Казахстана
Карим Масимов, правительство продекларировало лишь свои подходы к
налоговой реформе, а чтобы не сводить презентацию к обсуждению величины
налоговых ставок, их решили не оглашать до июля. Согласно имеющимся в
распоряжении "Ъ" документам, в целом рабочая группа определила и
ставки. По заявлению господина Орынбаева, ключевыми новациями
разрабатываемого документа будут адаптация его к МСФО, разработка новых
правил налогового учета и существенное снижение налоговой нагрузки на
бизнес.
Прежде всего реформа предлагает снизить
величину корпоративного подоходного налога (аналог налога на прибыль в
РФ, его ставка в Казахстане равна 30%). Дискуссии по этому вопросу были
близки по смыслу к спору о ставках НДС в России: Минфин Казахстана
настаивал на радикальном снижении ставки до 10% с отменой всех льгот и
преференций по всем видам налогов, позиция министерства экономики и
бюджетного планирования была более консервативной — 20%, поскольку
снижение ставки до 10% привело бы к выпадению доходов бюджета на сумму
800-900 млрд тенге ($7-8 млрд). Рабочая группа, по данным "Ъ", приняла
компромиссное решение: ставка будет снижена до 15%, из этой величины
рассчитаны имеющиеся в приложении к проекту доходы и расходы бюджета
страны на 2009 год. Группа предлагает в новом налоговом кодексе
отменить уплату авансовых платежей по налогу для среднего и малого
бизнеса, сохранив его для крупных налогоплательщиков (300 компаний) и
недропользователей (вместе они обеспечивают более 70% общей суммы
поступлений авансовых платежей). Дискуссии об НДС Казахстан также не
избежал: часть местных экономистов предлагают заменить НДС на налог с
продаж. Рабочая группа предлагает снизить действующую ставку НДС с 13
до 12%, а также поэтапно с 2009 по 2012 год ввести возмещения из
бюджета разницы между НДС, подлежащим уплате поставщикам, и НДС,
начисленным покупателям (дебетовое сальдо по НДС).
Еще одной новацией станет замена регрессивной
шкалы (13-5%) социального налога на плоскую шкалу — величина ставки
составит 10%. Реформа касается и налога на имущество юрлиц. По
действующему налоговому кодексу налог уплачивается юрлицами и
индивидуальными предпринимателями со стоимости всех основных средств и
активов (включая автомобили, оборудование, мебель, программное
обеспечение). Рабочая группа предлагает объектом обложения налога
определить только объекты недвижимости. Предполагается повысить ставку
налога на имущество физлиц с 0,05-0,5% до 1-2% для недвижимости
стоимостью более 30 млн тенге ($250 тыс.).
Компенсировать выпадающие доходы бюджета
рабочая группа предлагает ростом налогообложения недропользователей. В
настоящий момент в целом недропользователи в Казахстане уплачивают
роялти, рентный налог на экспортируемую нефть, налог на сверхприбыли, а
также так называемые подписные бонусы. Кроме того, в действующем
налоговом кодексе существует такой вид контракта на недропользование,
как соглашение о разделе продукции (СРП) и положение "стабильности"
налогового режима для контрактов на недропользование, заключенных до
2004 года.
Предложения рабочей группы заключаются в полной
смене модели налогообложения нефтегазовой отрасли. Предлагается при
сохранении бонусов бюджету Казахстана заменить роялти налогом на добычу
полезных ископаемых (НДПИ), рентный налог на экспортируемую сырую
нефть, газовый конденсат — экспортной пошлиной. Кроме того, группа
предлагает вообще упразднить закон о СРП и отменить "стабильность"
налогового режима ("дедушкина оговорка") для всех недропользователей,
кроме ключевого в отрасли контракта с "Тенгизшевронойл" и 15
действующих СРП. Сейчас в Казахстане действует более 600 контрактов на
недропользование, на условиях "стабильности" работает около 80%
("Мангыстаумунайгаз", "Аркелор Миталл Темиртау", большинство
предприятий горнодобывающего сектора). Все заключенные контракты, кроме
16, предлагается ратифицировать в парламенте. По данным "Ъ", в числе
"стабильных" останутся контракты по месторождениям Кашаган и
Карачаганак. Эти нормы вызывают дискуссии среди инвесторов. "Прежде чем
решаться на такой шаг, надо хорошо подумать. Ряд крупных инвесторов
сдерживают реализацию проектов. Одна из причин — обсуждение вопроса о
невозврате экспортерам НДС, об экспортной пошлине, НДПИ, теперь еще
контракты, которые будут прерываться",— говорит руководитель Ассоциации
товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец.
Спорным остается и вопрос о ставках налога на
сверхприбыль. По действующим нормам налоговой базой является часть
чистого дохода недропользователя, превышающая 20% от суммы вычетов,
ставка налога плавает от 0 до 60% от сверхприбыли. Минфин Казахстана
предлагает единую ставку 50%, объектом обложения будет являться чистый
доход недропользователя, полученный сверх уровня рентабельности 13%,
рассчитанного в привязке к LIBOR и с премией за риск.По мнению
экспертов, если победит точка зрения Минфина, это приведет к снижению
минимального уровня рентабельности в недропользовании с 20 до 13%.
Времени для принятия Кодекса и завершения
споров остается немного, 1 сентября он должен быть представлен в
парламент Казахстана. Отметим, пока концепция закона существует лишь в
русскоязычной версии, ее еще предстоит перевести на казахский язык.